На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Полезные советы

132 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Акулов
    Ссоры  -  из-за  каких-то  проблем...Проблемы  надо  разумно  решать  ,  а  не  ссориться  из-за  них....С  кем  проб...Как вести себя пр...
  • Леонид Ла Рошель
    Индивидуальная непереносимость крапивы, бывает, хорошо, что на алкоголь такой реакции нет.Женщину частично ...
  • Александр Раевский
    Это же просто более густой болгарский суп "таратор"!!!Турецкий огуречны...

Врач на расстоянии: почему становится все более популярной телемедицина

Что представляет собой российская телемедицина, к каким врачам чаще всего онлайн обращаются пациенты и какие корректировки нужны по юридической части, обсудили участники круглого стола «Доктора Питера».

В общем виде телемедицину можно описать как область, которая использует информационные технологии для предоставления медицинских услуг на расстоянии.

«Сегодня у телемедицины огромный потенциал для повышения качества и доступности медицинской помощи, — считает генеральный директор СРО „Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга“ Александр Солонин. — Направление находится на этапе ежегодного удвоения натуральных объемов в сегменте консультаций „врач — пациент“. И это связано с развитием информационных технологий во всех сферах и взрослением аудитории пациентов из поколения „активных гаджетов“. Сейчас более 60% онлайн-консультаций проводятся пациентам в возрасте до 35 лет».

Александр Солонин

Медицина

Генеральный директор СРО «Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга», кандидат экономических наук

Среди всех специалистов, к которым обращаются за телеконсультациями, лидируют терапевты, педиатры, гинекологи, дерматологи, неврологи, гастроэнтерологи и психотерапевты, рассказал Петр Громов.

«В нашей клинике онлайн-консультации проводят терапевт, хирург, гинеколог, офтальмолог, дерматолог, оториноларинголог, эндокринолог, невролог — задействовано более 40 врачей, — добавил он. — За 2023 год нами было проведено 7385 онлайн-консультаций в обеих поликлиниках».

Статистика «СберЗдоровья» — лидера телемедицины в России — подтверждает, что наиболее часто жители страны обращаются за онлайн-консультациями к дежурному терапевту и педиатру, кардиологу, гинекологу, отоларингологу и дерматологу.

«Более 60% вопросов, связанных со здоровьем, можно решить дистанционно, — уверен Сергей Жданов. — Также на онлайн-консультации специалист может расшифровать анализы, по показаниям скорректировать ранее назначенную терапию, подсказать, как помочь при остром состоянии до обращения в клинику, и ответить на любые другие вопросы».

Александр Солонин согласился, что наиболее часто пациенты обращаются к терапевтам и педиатрам, так как именно эти специалисты занимаются диагностикой и лечением наиболее распространенных заболеваний, которые не требуют срочного вмешательства.

«Также популярными направлениями являются гинекология, урология и кардиология. Пациенты могут получить консультацию по вопросам контрацепции, беременности или проблемам мочеполовой системы, — пояснил он. — Кардиологи могут провести ЭКГ и другие исследования сердца без посещения клиники. Кроме того, все больше людей начинают использовать телемедицину для получения консультаций по психическому здоровью. Психотерапевты и психологи помогают пациентам справиться со стрессом и депрессией».

Эксперт добавил, что очень популярны сейчас не только полноценные медицинские консультации, но и информационные, которые не включают постановку диагноза, а дают вероятностные оценки и рекомендации по дальнейшей диагностике. Например, после расшифровки лабораторных анализов могут быть даны рекомендации для определенных инструментальных исследований.

По мере расширения возможностей телемедицины меняется и список направлений и профилей.

Вопросы к закону

Сергей Жданов считает, что в ближайшее время на развитии отрасли положительно скажется персонализация медицинской помощи и расширение возможностей искусственного интеллекта.

«Его внедрение позволит оказывать существенную помощь врачу — например, совершенствовать процесс постановки диагноза, расшифровки снимков и анализа большого объема медицинских данных, составлять прогнозы эффективности того или иного подхода к лечению», — говорит Сергей Жданов.

Помимо этого серьезное влияние на развитие телемедицины уже сейчас оказывают устройства, благодаря которым удаленный осмотр становится более информативным для врача и еще более удобным и результативным для пациента. В качестве примера эксперт привел «умный тонометр» и «умную камеру здоровья» — этот гаджет позволяет пациенту передавать врачу качественные изображения. При помощи камеры можно сделать фотографии или видеозапись горла, носа и ушей для передачи врачу, чтобы он мог оценить состояние пациента и дать рекомендации.

Александр Солонин самым главным в числе наиболее перспективных направлений развития телемедицины назвал искусственный интеллект как отдельный инструмент помощи врачу.

«Это не замена врача, а просто медицинское изделие в руках специалиста, которое будет помогать быстрее и точнее ставить диагноз, анализируя большие объемы данных о здоровье пациента, с поэтапными рекомендациями диагностических мероприятий, — пояснил он. — Телемедицина будет способствовать прогнозированию риска развития различных заболеваний и давать широкие возможности врачам рекомендовать профилактические меры».

Вторым пунктом Александр Солонин называет создание и распространение «умных» мониторинговых устройств: они будут отслеживать состояние здоровья пациента в режиме реального времени и отправлять данные врачу. Сейчас подобные медицинские гаджеты уже используются для мониторинга сердечного ритма, уровня сахара в крови и других параметров.

Также перспективной можно считать разработку виртуальных помощников, которые помогают пациенту управлять здоровьем, напоминают ему о приеме лекарств или посещении врача и даже могут предоставлять информацию о заболеваниях и методах лечения.

Еще один пункт — это развитие телемедицинских сетей, которые позволяют врачам из разных регионов и стран обмениваться опытом и знаниями, проводить совместные исследования и разрабатывать новые методы лечения. Причем разделение по специализации и широте охвата может дать синергетический эффект.

И наконец, это развитие персонализированной, превентивной, профилактической медицины при партнерском взаимодействии с пациентами.

«Телемедицина помогает врачам создавать индивидуальные планы лечения для каждого пациента, учитывая его генетические особенности и образ жизни, даже экологические особенности места проживания, — говорит Александр Солонин. — Телемедицина ускоряет распространение и результативность внедрения здравоохранения, ориентированного на пациента. Это особенно хорошо видно в частных клиниках, где гибко реагируют на широкий спектр запросов населения».

По данным «БизнесСтата», в 2022–2026 годах число телемедицинских приемов в стране будет расти на 7–15,5% в год и к 2026-му превысит 9 млн приемов в год, что на 82% больше показателей 2021-го.

«Проекты в сфере здравоохранения, связанные с использованием телемедицинских технологий, искусственного интеллекта и современных методов диагностики, — часть масштабной программы модернизации медицинских учреждений сети «РЖД — Медицина», — рассказывает Петр Громов. — Мы постоянно стремимся соответствовать актуальным трендам цифровизации, развитию онлайн-услуг, показавшим свою эффективность в период пандемии, повышаем доступность оказания медицинской помощи благодаря развитию потенциала телемедицинских технологий, внедрения Центров дистанционного анализа данных лучевых и функциональных исследований, внедрения научных разработок искусственного интеллекта в процесс оказания медицинской помощи. Учитывая быстрые темпы развития технологий и появление новых данных, необходимо уметь работать с ними, формировать культуру взаимодействия с «цифрой» в компании.

Петр Громов считает, что геополитический и экономический кризис не остановят рост рынка телеконсультаций по следующим причинам:

  1. Телеконсультации, как правило, дешевле очных приемов.

  2. Телемедицина компенсирует недостаточную доступность узких специалистов в регионах.

  3. В рынок телемедицины включился сегмент ОМС: часть услуг и проектов будет финансироваться государством.

  4. Эффект «низкой базы»: телемедицина в России находится на ранней стадии развития по сравнению с рядом других стран.

  5. Рост численности пациентов с хроническими заболеваниями, для которых актуальны дистанционный мониторинг состояния здоровья и электронное обновление рецептов.

— Дальнейшее развитие телемедицинских технологий будет способствовать повышению доступности медицинских услуг для россиян, — считает Петр Громов. — Однако дистанционные консультации не заменят полностью очные приемы, необходимые для осмотра пациентов и постановки диагноза. Телемедицина будет дополнять традиционные медицинские услуги.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх