Нам иногда кажется, что мы – особенные, не похожие на тех, кто жил прежде нас. Но мир меняется только внешне – внутренне люди остаются такими же, какими они были и сто, и тысячу лет назад: радуются, печалятся, смеются, плачут, влюбляются, зачинают, вынашивают и рожают детей.
Русская семья исторически была большой.
Считалось, что пол ребенка можно предсказать по форме живота матери: если живот острый – женщина носит мальчика, если широкий и плоский – девочку.
Существовало неимоверное количество народных примет и обычаев, связанных с беременностью.
“Беременной Нельзя Смотреть на Страшных Зверей и Уродцев – Ребенок Некрасивым Будет”, – учили старики.
Так и есть: находясь еще в материнской утробе, ребенок осто реагирует на звуки, свет, эмоциональное состояние матери. Поэтому будущим матерям предписывалось побольше смотреть на что – либо красивое, приятное, чтобы испытывать больше положительных эмоций.
А вот еще закон один: “Беременная не Должна Есть Тайком – Ребенок Родится Пугливым и Вороватым” эта примета по сути направлена на защиту беременной женщины. Еда тайком, на ходу не полезна и может привести к внезапному испугу через эту примету пытались повлиять и на отношение мужа к беременной жене: ее повышенный аппетит надо воспринимать доброжелательно, не заставляя ее спешить, и давать то, что ей хочется.
На Руси существовал замечательный обычай – разрешать будущим мамочкам заходить в любой сад и огород и срывать все, что их душеньке было угодно, – яблоко ли, вишню, а то и огурчик с репкой.
В старые времена бережное отношение к беременной было типичным для всех слоев русского общества … в деревнях даже самые сердитые мужья переставали “Учить Бабу”, свекровь освобождала ее от тяжелой работы. Для беременной часто готовили отдельно что-нибудь вкусное и питательное, с пониманием относились к ее прихотям и брезгливости.
О том, что беременная – существо особое, свидетельствует ее поведение: у нее возникают странные желания.
В народе о прихотях беременной говорили “Забожала” ( чувствуете, какое слово) – и связывали их с божьей волей, а этой воле не перечат.
Считалось, что прихоти беременной – это не ее желания, а ребенка, который так вйысказывает свою волю. А кто же дерзнет обидеть невинное дитя?
” Женщина в положении “- это словосочетание недавно родилось. Однак язык простого народа был ближе к правде-“непраздная”, ” тяжелая”, а в близких к русскому хорватском, болгарском и македонском языках о беременной женщине говорят “трудна”.
Покровительницей будущих мам на Руси считается святая великомученица Екатерина. Ей в основном и молились “об Успешном Разрешении от Бремени”. Молились и в момент, когда “Начиналось”. Повитуха шла к роженице тайком от деревни, огородами, задами, чтобы не привлекать внимания к событию. В дом входила со словами: помогай бог трудиться! Роженицу переодевали в чистую рубаху, давали выпить крещенской воды, перед иконами зажигали свечи.
После наставлений ее вели в нежарко натопленную баню, где тело разминали, растирали коровьим маслом и сметаной, увеличивая эластичность кожи. Помещение одымляли березовой лучиной, полынью с бессмертником, очищая воздух и облегчая затрудненное дыхание в схватках.
Залеживаться роженицам не давали – водили их под руки, пока не показывалась головка малыша ( роды в старину были вертикальными.
Рожали в банях, в хлевах, в печке (именно “в”, а не “на”. Какого – то специального роддома не было и в помине. Крестьянки часто рожали в поле, за работой. Дальше все было, как и сейчас, – перевязывали пуповину (материнским волосом), обмывали, пеленали, прикладывали к груди.
А что же мужья? А мужья волновались. Их присутствие в доме в момент родов было под строгим запретом – считалось, “что не Место Мужику Видеть, как Бабские Дела Делаются” а после родов новоявленному папаше подносилась особая каша – сильно перченая и пересоленная, или горбушка хлеба с солью – перцем – чтобы понял он, как горько и солоно пришлось его жене.
Задача женщины во время беременности – объяснить ребенку, что его любят и ждут, встретить материнской лаской, а потом воспитать в духовной чистоте.
Свежие комментарии