Как мама двоих детей, я поражаюсь, насколько разные у них характеры. Вроде бы растут в одной среде, воспитываем их одинаково. Но один абсолютно нежадный: готов отдать другу любимую игрушку, а карманные деньги потратить на пирожное для мамы. Вторая игрушками делиться не согласна, попробовать вкусняшку тоже не даст, а ее любимая фраза — «Это мое».
Так можно ли воспитать человека с щедрой душой или это черта характера, данная ему с рождения? Наука отвечает: на самом деле многое зависит от особенности мозга.
Группа ученых из Германии, Нидерландов, Швейцарии и Южной Африки установила: важную роль в щедрости играет базолатеральная миндалина. Эта миндалина входит в состав миндалевидного тела, которое находится в белом веществе передней части височной доли.
Известно, что базолатеральная миндалина связана с чувством страха. Она активируется во время тревожных состояний, а ее торможение, напротив, снижает тревогу. Теперь же открываются ее новые функции.
Для участия в эксперименте ученые собрали группу пациентов с очень редким диагнозом — болезнь Урбаха-Вите. Это генетическая патология, при которой у человека повреждено миндалевидное тело, включая ту самую базолатеральную миндалину.
Людям с такой болезнью неведомо чувство страха. Они не боятся сами и не могут увидеть страх в лицах окружающих. Другие эмоции они тоже считывают плохо, потому что миндалевидное тело как раз эти эмоции и обрабатывает. Кроме того, миндалевидное тело отвечает за сострадание, чего также недостает людям с болезнью Урбаха-Вите.
Читайте также
Ученые поставили добровольцам задачу — распределить определенную денежную сумму. Участники должны были сами решить, какой суммой они хотят поделиться с близкими, друзьями, знакомыми, соседями или незнакомцами.
Результаты показали: люди с поврежденной базолатеральной миндалиной оказались столь же щедры по отношению к близким, как и здоровые участники эксперимента. Но как только дело доходило до просто знакомых, соседей или совсем чужих людей, с которыми у них было меньше эмоциональной связи, они становились куда более жадными.
Иными словами, наличие повреждений в миндалевидном теле не означает, что человек непременно будет скрягой, однако степень его щедрости и эгоизма будут зависеть от социальной дистанции. И только сильная эмоциональная привязанность в таком случае способна преодолеть жадность.
«Социальные решения формируются не только нашим воспитанием или культурой. Они также прочно укоренены в механизмах нашего мозга, — резюмирует профессор Тобиас Каленшер. — Возможно, в будущем наука разработает целевую терапию, которая поможет людям с проблемами социального поведения».
Свежие комментарии