Уникальная история, которая произошла в 1996 году, описана в авторитетном медицинском журнале New England Journal of Medicine. Злокачественную фиброзную гистиоцитому, редкий вид рака в брюшной полости, диагностировали у 32-летнего мужчины из Германии. Таких случаев известно не более 1,5 тысячи в год.
Сама операция по удалению опухоли прошла успешно, не считая маленького инцидента: хирург-онколог случайно порезал ладонь левой руки, когда пытался установить пациенту дренаж. Но рану тут же продезинфицировали, перевязали и даже забыли об этом. Тем более что проблем хватало: пациент умер из-за послеоперационных осложнений.
Но спустя пять месяцев 53-летний хирург заметил на месте пореза небольшую шишку — твердый опухолевидный нарост. Его удалили и при исследовании под микроскопом оказалось, что это та же злокачественная фиброзная гистиоцитома, генетически идентичная раку, от которого страдал прооперированный пациент. У обеих опухолей были одинаковые типы клеток и их расположение.
Врачи сделали вывод: в порез на руке случайно попали опухолевые клетки. В целом, как говорят авторы отчета о клиническом случае, это обычная ситуация, но в норме организм должен был выработать иммунный ответ и отторгнуть чужеродную ткань. Но в случае хирурга этого не произошло, организм неэффективно среагировал на опухоль.
«Обычно трансплантация аллогенной ткани от одного человека другому вызывает иммунный ответ, который приводит к отторжению пересаженной ткани, — сказано в клиническом отчете. — В случае с хирургом в тканях, окружающих опухоль, развилась интенсивная воспалительная реакция, но масса опухоли увеличилась, что говорит о неэффективном противоопухолевом иммунном ответе, а также об изменениях в молекулах клеток опухоли».
После операции хирург вошел в стойкую ремиссию, даже через два года не было никаких признаков, что рак распространился или вернулся. Это был первый такой известный случай. За последующие годы подобное случалось несколько раз, но, как пишет Daily Mail, в 2013 году ученые пришли к выводу, что статистики по «пересаженному» раку не существует, потому что случаи крайне редки. Известно, что по крайней мере по одному разу от донора к реципиенту передавался рак молочной железы, рак толстой кишки, рак печени, рак легких, меланома, рак яичников, рак простаты и рак почек.
«Низкая частота и очень изменчивая стадия развития рака означают, что точный расчет рисков невозможен, — пишут исследователи. — Но эти данные с большой вероятностью занижают истинную распространенность подобных случаев».
Свежие комментарии