На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Полезные советы

189 подписчиков

Свежие комментарии

  • Модест
    опять джинсАВ Университете Ко...
  • Nata
    А у нас совсем закончилась наша отечественная лебеда?ПП-рецепт киноа с...
  • Aleksandr Vajc
    Опасность для здоровья человека: сирень не такая безопасная, как кажется Не только растения страдают от неоправданных...Весенние чаи. Инт...

«Фефекты фикции»: 5 проблем с речью ребенка, которые помогут решить морковка, спорт и ортодонт

Что первично — речевые патологии или зубочелюстные аномалии? Оказывается, у этого вопроса нет однозначного ответа. Как рассказала практикующий стоматолог-пародонтолог Егана Маруфиди, нарушения прикуса у ребенка действительно приводят к проблемам с речью, но в то же время и речевые аномалии могут вызвать патологии прикуса, а также структуры зубов и челюсти.

Причины, почему у ребенка может сформироваться то или иное нарушение зубочелюстной системы и, как следствие, нарушения речи, могут быть разные. Например, наследственность или особенности вскармливания на первом году жизни.

Егана Маруфиди

Медицина

Стоматолог-терапевт, пародонтолог, специалист в области эстетической реставрации зубов, кандидат медицинских наук, гендиректор клиники «Столица»

«Для диагностики аномалий артикуляционного аппарата у детей до пяти лет важно выявить наличие в семье наследственных патологий: недоразвития неба или зубочелюстной системы. Необходимо выяснить, носит ли это генетический характер, каким образом проводилось вскармливание, были ли проблемы с глотанием и жеванием. Речевые патологии корректируются благодаря совместной работе врача-ортодонта и миофункционального терапевта. Рекомендуется показывать детей этим специалистам, начиная с четырех лет», — говорит Егана Маруфиди.

Даже дислексия и дисграфия

Врач привела пример пяти речевых проблем у детей и рассказала, как их можно устранить.

1. Сложности с произнесением шипящих и свистящих звуков

В 70% случаев проблемы с ростом зубочелюстных структур фиксируются у детей в возрасте от года до 5 лет. По словам врача, если ребенок находится на грудном вскармливании до 1-1,5 лет, у него правильно развивается зубочелюстная система, так как он осуществляет сцеживающие сосательные движения.

Если же малыш ест из бутылочки, эта функция перераспределяется.

«Младенец пассивно заглатывает жидкость, у него формируется инфантильный тип глотания, что в дальнейшем приводит к лености жевания. В результате нижняя челюсть не развивается, формируется дистальный прикус», — поясняет стоматолог.

Совет. Если ребенок находится на искусственном вскармливании, нужно придерживаться следующих правил:

  • использовать ортодонтическую бутылочку, имитирующую сосок матери. Она хорошо влияет на рост челюстей и работу языка;

  • держать бутылочку под углом 45 градусов, чтобы она не мешала развитию челюстей;

  • выбирать соску с небольшим отверстием, чтобы малыш во время кормления прикладывал мышечные усилия, они будут способствовать правильному формированию прикуса.

2. Трудности с произношением Р, Л, шипящих звуков

По словам специалиста, в старшем возрасте в этом может быть виновато частое употребление мягкой, протертой пищи.

«Современные продукты питания подвергаются физической, механической, термической обработке. Поэтому дети отказываются от твердой пищи, у них появляется леность жевания. Это приводит к различным патологиям. Например, челюсть развивается не до конца, наблюдается недопрорезывание премоляров, формируется инфантильный тип глотания», — предупреждает специалист.

Совет. Обязательно предлагайте детям с 2-3 лет морковку, яблоки, зелень, орехи, чтобы разжевывание было полноценным и стимулировало рост зубочелюстной системы.

3. Трудности с чтением вслух, дисграфия и дислексия

В возрасте 5-6 лет у детей нередко возникают разные речевые аномалии, связанные с дыхательной функцией. Причины нарушения дыхательной функции могут быть разными: недостаточная физическая активность, заболевания верхних дыхательных путей, аденоиды, при которых ребенок привыкает дышать ртом.

«Речь зависит от уровня развития мозга и состояния артикуляционного аппарата. При дыхании ртом или слабости легких в организм поступает недостаточное количество кислорода. От этого страдает мозг и происходит замедление речи. Впоследствии такие дети испытывают трудности с чтением вслух и письмом», — уточняет Егана Маруфиди.

Совет. Если ребенок дышит ртом, нужно убедиться, что у него нет воспалительных заболеваний ЛОР-органов. Если же они все-таки есть, надо как можно быстрее начать их лечить. Если причина в неразвитости легких, хорошим решением будет отдать ребенка в спортивную секцию. Помогает также и дыхательная гимнастика, которую лучше выполнять под контролем специалиста.

Читайте также

4. Нарушения в произношении Д и Т

При воспроизведении этих звуков кончик языка примыкает к резцам, в результате чего образуется затвор. Одновременно с этим резко отодвигается нижняя челюсть. Трудности с произношением «д» и «т» нередко связаны с дистальным прикусом.

Совет. Чтобы остановить аномальные процессы, потребуется ортодонтическая или миофункциональная коррекция. Ее лучше проводить, пока ребенку не исполнилось 5 лет.

5. Трудности с произношением шипящих, Л, С, Р

Довольно часто встречаются патологии уздечки языка, которые влияют на воспроизведение некоторых звуков. Например, «л», «с», «р» и шипящих. Лучше всего разобраться с этой проблемой до 7 лет.

Совет. Иногда достаточно подключить логопеда, в более сложных случаях требуется хирургическая коррекция.

Ссылка на первоисточник
наверх